Итоги Всероссийской научно-практической конференции: «Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого – педагогические аспекты»

Всероссийская научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: психолого – педагогические аспекты» состоялась 05 декабря 2018 года в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Организаторами конференции выступили Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б. Н. Ельцина», Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Ресурс“.

В Конференции приняли участие более 400 специалистов, работающих с «особыми» детьми: руководители образовательных организаций, педагоги, психологи, медицинские работники, а также представители НКО и родительской общественности.

Целью конференции стало развитие сотрудничества ученых-исследователей и практико-ориентированных специалистов, занимающихся вопросами психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и развития инклюзивной образовательной среды Свердловской области. В ходе конференции были представлены успешные практики создания специальных условий образования и реализации инклюзивного подхода на уровнях дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, а также на уровнях СПО и высшего профессионального образования.

Актуальность проблематики конференции в своем приветственном слове обозначили заместитель Министра общего и профессионального образования Свердловской области Зеленов Ю. Н., председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Флеганова Т. В., заместитель проректора по учебной работе УрФУ Авраменко Е. С.

Пленарное заседание было посвящено обсуждению технологии и философии инклюзии. Доктор психологических наук, заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Иркутского государственного университета Инденбаум Е. Л. отметила существенную роль профессиональной компетентности педагогов, включенных в инклюзивный процесс. Экспертом были раскрыты профессионально-значимые качества и умения, продуктивные и непродуктивные стратегии поведения педагога во взаимодействии с «особыми» детьми, а также озвучены возможные риски и социальные последствия поверхностного понимания инклюзии.

Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник московского городского ресурсного центра развития инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования МГППУ, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиППРО, Семаго М. М. раскрыл организационные и содержательные условия эффективной реализации инклюзивной практики для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, обозначил возможности и ресурсы сетевого взаимодействия в едином инклюзивном образовательном пространстве.

Доктор философских наук, доцент, профессор кафедры культурологи и дизайна УрФУ Быстрова Т. Ю. остановилась на ценностных аспектах инклюзивной среды, а также представила опыт разработки учебно — методического комплекса по подготовке к школе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии ЮУрГУ, главный внештатный специалист Минздрава России по медицинской психологии в Уральском федеральном округе Беребин М. А. раскрыл ключевые проблемы психологической диагностики в медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов.

После завершения пленарного заседания состоялась интенсивная работа специалистов в рамках тематических секций и дискуссионных площадок. Содержанием такой работы стал обмен опытом психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ, образовательных организаций основного и дополнительного образования, в учреждениях среднего профессионального образования и высших учебных заведениях, в учреждениях культуры и спорта, в частных реабилитационных и образовательных центрах, НКО.

           После работы секций специалисты и педагоги приняли участие в мастер-классах.

Участниками мастер-класса Семаго М. М. «Деятельность консилиума ДОО по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» стали более 70 педагогов, специалистов образовательных организаций Свердловской области. Клинический психолог ГБУЗ СО «СОКПБ» филиала «Детство» Малафеева Ю. В. провела мастер-класс «Нейропсихологическая коррекция в работе с детьми с разными формами дизонтогенеза». Также в программе был представлен мастер-класс Дорогиной О. И., кандидата психологических наук, доцента кафедры клинической психологии психофизиологии УрФУ «Пути адаптации студентов-инвалидов в вузе».

Участники конференции смогли посетить демонстрационную площадку «Психофизиологическое оснащение ранней диагностик аутизма» Лаборатории мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ.

В программе конференции также был представлен документальный фильм «Особый путь», созданный НКО «Особые люди» в рамках проекта «Инклюзия – мир открытий и возможностей» при поддержке «Фонда президентских грантов».

При подведении итогов работы НПК были отмечены высокий уровень заинтересованности специалистов в решении вопросов психолого-педагогического сопровождения «особых» детей и их семей, а также готовности к развитию профессиональных компетенций и объединению усилий профессионального и экспертного сообщества по формированию инклюзивной образовательной среды.

 По итогам конференции в УрФУ будет издан электронный сборник тезисов, а презентационные материалы конференции будут представлены на сайте ГБУ СО ЦППМСП «Ресурс».

 Фотоотчет о конференции. https://drive.google.com/drive/folders/1SQbgnRd3OM9Q_u-_ajzEe35F1hUaeNtb

 

 

06.12.2018, 71 просмотр.